Четверг, 17.08.2017, 18:24
Часть материалов взята с тантрического сайта: Nikhilmantravigyan.org
Меню сайта
Мы Вконтакте
Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Поиск
Наш опрос
Вы поставили бы ссылку на этот сайт, на других сайтах ?
Всего ответов: 349



Сыроедение, вегетарианство - статьи, книги, отзывы.
Сыроедение
Siroed.at.ua



Книга -
"Путь к Абсолютной истине".
Путь к Абсолютной истине
Читать / скачать
МЕТАФИЗИКА ШКОЛЫ ТРИКА - продолжение

Это – то состояние, когда самопереживание (свапарамарша) Парама-Шивы является исключительно чистым "Ахам", даже без мысли или чувства Ахам асми (Я есмь), поскольку даже бытие подразумевает отношение идентичности, каким бы неотчетливым оно ни было.Хотя и называемая произведенной (джатах) или проявленной, в некотором смысле, из Парама Шивы, поскольку она [т. е. шива-таттва] образует переживание, отличное от Высшего Переживания, пурна Ахам, она является, точнее говоря, первой "вибрацией" (первым вибрационным движением) (пратхамо спандах) к проявлению мироздания, вечно существующего в нём [в Парама Шиве] в виде семени. В этой стадии чит-аспект Шакти считается проявленным в наибольшей степени.Шакти-таттва, хотя и описываемая как вторая таттва в иерархии таттв, едва ли может быть названа второй таттвой. Поскольку проявление шакти-таттвы всегда является одновременным с шива-таттвой, действие шакти-таттвы делает возможным раскрытие шива-таттвы.

Она, поэтому, считается вечно существующей вместе с шива-таттвой. В некоторых текстах шакти-таттва даже не перечисляется отдельно как таттва; она считается единой с шива-таттвой и включенной в неё.Как рассмотрено выше, Парама Шива, для того, чтобы он мог переживать себя как мироздание, сначала (в логическом смысле) отрицает и подавляет (скрывает) свой Абсолютный (вишвоттирна) характер, таким образом позволяя своему наивысшему переживанию как пурнахамта – исчезнуть, так сказать, из его видения. Столь долго, сколь он продолжает иметь пурнахамту как своё самопереживание, он не имеет возможности пережить себя как мироздание. Стадия, в которой грандиозный акт отрицания достигнут посредством деятельности Шакти как принципа отрицания (нишедха), технически называется шакти-таттва.

Отрицание, или, точнее говоря, подавление (сокрытие) наивысшего переживания не означает, однако, что самопереживание Парама-Шивы становится тотальной пустотой (шунйей), или что он прекращает иметь какой бы то ни было вид самопереживания. Это лишь означает, что он более не переживает себя как пурнахамта, трансцендентный (вишвоттирна) аспект его природы, который стал подавленым (сокрытым) и перешел на задний план. Вместо него он имеет переживание себя как Ахам, которое остается тем же самым в любом отношении, что и пурнахамта, за вычетом его вишвоттирна характера.

Другими словами, единственное изменение, вызванное в его самопереживании деятельностью Шакти как принципа отрицания, в этой стадии, – это что касается замены пурнахамты чистой Ахамтой, трансцендентного аспекта – имманентным аспектом.Устранение трансцендентного (вишвоттирна) аспекта из его самопереживания на этой стадии прокладывает путь для развертывания имманентного аспекта в последовательных стадиях, в которых происходит вселенское проявление. Именно по этой причине шакти-таттва также описывается как матка (йони) и семя вселенского проявления. Мироздание, хотя и не проявленное (авйакта) в этой стадии, подразумевается (заключается) в ней как потенциальность (биджа).Говорится, что в шакти-таттве наиболее проявлен ананда-аспект божественной Шакти.

Сама природа ананды, или блаженства, есть самоудовлетворение и абсолютный покой внутри него самого [т. е., внутри Парама-Шивы]. Так что в этой стадии не существует движения в форме мыслей, нет "вибрации" (спанды), – самопереживание как Ахам остаётся прикованным к его сущностной природе.Хотя и описанная как производимая из Парама Шивы, шакти-таттва, подобно шива-таттве, считается вечно существующей. Говорится, что шива- и шакти-таттвы не исчезают во время всеобщего растворения (махапралайи), а остаются в лоне Парама-Шивы, так сказать, в качестве семени для проявления мироздания.Следующим шагом к вселенскому проявлению является проявление садакхйа-таттвы. В этой стадии Ахам в самопереживании развивается в такой степени, что возле Ахама впервые появляется понятие (идея) "бытия".

То есть, Парама Шива в этой стадии переживает сам себя не как просто Ахам, но также и как имеющий бытие кроме него. Самопереживание как Ахам, таким образом, не остается более прикованным к нему самому, а простирается к чему-то, появляющемуся как не-Я, в некоторой степени отличному и находящемуся вне его самого. То, что появляется как не-Я (Идам), в действительности и по существу не отлично от него самого (Ахама); это – лишь саморазвернутый аспект его самого, который за счет появления отдельным и отличным от него самого, переживается как находящийся вне его самого. Переживание этой стадии можно сформулировать как ахамева-Идам (Я есть Это).Появление Идама в этой стадии не только способствует реализации Парама Шивой его "бытия" как чего-то отличного и отдельного от Ахама, оно также означает начало появления мироздания в его "идеальной форме", когда оно еще очень тонкое и неотчетливое.Идам в начальных стадиях этого проявления возникает как очень неясный и неотчетливый (дхйамала), так что Ахамта преобладает над ним.В этой стадии, иччха-аспект божественной Шакти считается доминирующей особенностью.

Иччха, как мы отмечали, лежит в корне образования божественного решения (намерения) (санкальпы) и всех движений и деятельности (крийи). Поскольку иччха шакти предшествует проявлению крийи, в действительности не существует движения или деятельности в этой стадии. Существует только воля (иччха) к действию (к крийе), следующая за стадией совершенного блаженства (ананды) и покоя (вишранти), но нет деятельности. Логически, это – существенный шаг, без которого последующая деятельность невозможна.

Хотя садакхйа-таттва считается третьей в иерархии таттв, в действительности она является первой, учитывая те факты, что мироздание в его идеальной форме появляется в первый раз в этой стадии, и что шива- и шакти-таттвы являются вечно существующими.В последующей стадии, Идам, появившийся как очень неотчетливый и слабый, находившийся на заднем плане переживания "бытия", принимает значимость, покольку он появляется как выступающий элемент переживания. Самопереживание Парама Шивы в этой стадии, таким образом, принимает форму Идамева Ахам.

(Это есть Я)Как это очевидно из сформулированного выше самопереживания, развитие Идама в преобладающий элемент (адхйамалу) отбрасывает Ахама на задний план в переживании, так сказать, так что их относительное положение в этой стадии кажется обратным (перевернутым).Развитие Идама в выступающее положение в переживании дает возможность Парама Шиве сделать полный обзор, так сказать, Идама и узнать его настоящую природу, с того момента, как он вошел в его чистое видение из-за своей выступающести. Эта стадия произведения полного обзора того, что составляет великолепие (айшварйу), или славу, его божественного Бытия, технически называется ишвара-таттва или айшварйа-таттва.В этой стадии джняна-аспект его божественной Шакти считается наиболее проявленным. Выступающее положение джняна-шакти проявляется здесь очень натурально, поскольку Идам в этой стадии появляется в его полном и чистом виде, когда Парама Шива делает полный "обзор" "Идама".

В следующей стадии два полюса его самопереживания, Идам и Ахам, полностью уравновешены, столь точно, что они осознаются как почти идентичные друг другу, хотя они и раздельны в мысли.В этой стадии Ахам является не столь доминирующим, как в стадии шива- таттвы, но и не затемненным, как в стадии ишвара-таттвы. Подобным образом, Идам и не замутнен, как в состоянии шива-таттвы, и не преобладает, как в состоянии ишвара-таттвы; они считаются находящимися в совершенном равновесии, как две чаши весов. Это означает, что и Ахам, и Идам в равной степени чисты, так что их природа может бьть полностью реализована (постигнута) в одно и то же время.Эта стадия самопереживания, состоящая в уравновешивании двух полюсов переживания – Ахама и Идама – технически называется сад-видйа- или шуддха-видйа-таттва.Переживание уравновешивания этих двух факторов, а именно Ахама и Идама, подразумевает и содержит знание того, что один принадлежит другому. Это может быть сформулировано так – Ахамева Идам, Сарво мамайам вибхавах (Я есть всё это, всё это – моё как неотъемлемая часть меня самого).

Так, можно сказать, что именно в этой стадии возникает в первый раз реализация (постижение) того, что может быть названо бхедабхеда (разнообразие-в-единстве-и-идентичности).Такое переживание возможно только в этой стадии и не возможно в предыдущих. Поскольку, пока оба эти фактора, или элемента переживания, Ахам и Идам, не полностью проявлены в переживании, и их природа не полностью реализована, невозможно сделать сопоставление этих двух аспектов, как это сделано в данной стадии, и таким образом реализовать (постичь) как контраст, так и идентичность, существующие между ними обоими.В этой стадии присутствует некое "движение", подразумеваемое в мысли, в мыслительном акте отделения и, таким образом, реализации (осознавания) их взаимосвязи (взаимоотношения). Поэтому, аспект Крийа божественной Шакти считается наиболее преобладающим.С проявлением шуддха-видйа-таттвы первая стадия вселенского проявления приходит к концу.

Мироздание, проявленное до сих пор, является чистым и "идеальным", поскольку оно лежит внутри Парама-Шивы, идентифицированное с ним в его самопереживании. В как таковой, в ней нет недостатка (запятнанности) в виде двойственности (двайты). Она, поэтому, технически называется Чистым Порядком или Совершенным Путем (Шуддха Адхва). В этом порядке таттвы, как говорится, реализованы в истинной форме и природе.В следующей стадии, технически описанной как "стадия прорастания" (анкуравастха) вселенского проявления, Шакти не действует в ее чистой форме как чит-шакти. Она принимает форму джада-шакти (материальной энергии) и действует как сила затмевания (тиродхана), технически называемая майа- шакти. В корне этого развития лежит появление у Парама-Шивы бхеда санкальпы, божественного решения (намерения) сделать так, чтобы появилась множественность.Действуя своей майа-шакти, Парама-Шива затмевает, так сказать, свою собственную божественную природу как Верховного Переживающего (Пара-праматы) и делает так, что он сам появляется в виде бесчисленных ограниченных переживающих (мита прамат).

Как ограниченный переживающий он не переживает всё мироздание (вишву) как Идам, а переживает только фрагмент его, причем тоже как сущестующий отдельно от него самого [Парама Шивы]. Таким образом, затмевание его сварупы, ведет Ахам уровня шуддха-видйи к "засыпанию" и "сокрытию" посредством действия майи.С затмеванием Ахама майей, Идам усиливается и делится на части, утрачивает единство, так сказать. Он заполняет вакуум, созданный затмеванием чистого Субъекта, и, таким образом, играет двойную роль ограниченного субъекта и объекта. Переживание ограниченного субъекта (Ахам бхава) является, таким образом, лишь наложением на Идам. Как ограниченный субъект он чувствует себя единым с объектом, так что недостатки объекта, такие как разрывность и отделенность, обусловленные ограничением и затмеванием его истинной природы, начинают заражать также и его (начинают передаваться также и субъекту).

Он, также, начинает чувствовать свою отдельность и обособленность от других ограниченных субъектов, в результате чего в нём развивается и впервые появляется его отдельная индивидуальность.Затмевающая сила (энергия) майи действует подобно скрывающему покрову на всемогущество Верховного Переживающего (сарва-картритву), на его всеведение (сарва-джнятритву), самоудовлетворенность (пурнатву), вечность (нитйатву) и на вездесущность (вйапакатву), и пребразует их в пять ловушек (паша), которые связывают его. Эти пять форм паша, которые были первоначально, в своей неограниченной, чистой форме, воплощением его божественности, технически называются канчуками, или принципами ограничения. Они называются каля [калаа] (ограниченное авторство), видйа (ограниченное сознавание), рага (ограниченный интерес-склонности-влечения), кала (ограничение по отношению ко времени) и нийати (ограничение по отношению к пространству).

Поскольку они происходят в результате затмевающей деятельности майи, они иногда описываются как пятеричное потомство майа-шакти.Затемненный майей и ограниченный этими пятью видами западней, Верховный Переживающий, лишенный своей божественности, становится ограниченным существом: он забывает свою сущностную природу, и теперь он появляется в совершенно другой форме, а именно, как бесчисленное количество пуруш.Мы уже рассматривали, что Идам, посредством деятельности майи как энергии (силы) затмевания, появляется как имеющий две формы, существующие одна рядом с другой, а именно, субъекта и объекта. Субъект (прамата) есть то, что может в своей истинной форме называться пурушей, а объект – пракрити. Пуруша и пракрити, таким образом, вводятся в существование одновременно посредством деятельности майа-шакти.Пуруша является, фактически, само-ограниченной и нечистой формой Божественного Переживающего (пара праматы).

Позволяя самому себе быть скрытым и пойманным в ловушку майей и ее пятью потомками, Божественный Переживающий приходит к принятию формы пуруши. Однако, следует помнить, что, принимая эту форму, он не подвергается никакому изменению в самом себе; он остается таким же, каким всегда является, Божественным Переживающим в своей сущности.Майа, которая окутывает и затмевает его, также заключает в себе вместе с затмеванием процесс размножения и дифференциации (разграничения, различения, установления различий), так что, когда он позволяет самому себе быть окутанным майей, он появляется не как один пуруша, а как бесконечно большое количество пуруш, причем, все они ощущают себя отличающимися и отделенными один от другого.

Одновременно с проявлением пуруши проявляется и пракрити. Так как количество пуруш, проявленных этим процессом, неограничено, то и количество пракрити также является неограниченным, так что существует одна пракрити для каждого пуруши.Переживание пракрити со стороны пуруши – это переживание, в котором нет никакого специфического ощущения какого бы то ни было вида. Основанием для этого взгляда является то, что пуруша в этой стадии под затмевающей энергией (силой) майи пребывает в состоянии глубокого "сна". Он не имеет ощущения "я". В отсутсвии какого бы то ни было самопереживания как "я", он не может иметь ясного и определенного объективного переживания чего бы то ни было. Поэтому у него есть лишь смутное и неопределенное переживание пракрити, и по этой причине Пракрити также называется бхогасаманйа для пуруши.В следующей стадии, когда пракрити движима анантой (повелителем области пракрити), она производит все специфические переживания для пуруши, или в виде объектов (карйа), или в виде средств (карана), посредством которых эти объекты переживаются, или в виде их обоих.

Процесс, следуя которому, эти средства и объекты переживания вступают в проявление из пракрити, является очень во многом таким же, как и принятый в системе Санкхйа. Существуют, конечно, незначительные различия в деталях, которые в основном обусловлены непризнанием Санкхйей чётко очерченной разницы между Вселенским (Всеобщим, Универсальным) Я и ограниченным я, однако процесс по существу является тем же самым, как и в классической системе Санкхья. Потому мы не намерены здесь вдаваться в подробности развертывания двадцати трех таттв из пракрити.Таким образом, мы находим Верховного Господа, проявляющего свою божественную свободу, делающим так, что целое творение, включающее тридцать шесть таттв, расположенных в порядке от садашива-таттвы и вниз до притхви, появляется в нём самом. Так он становится, так сказать, мирозданием, всем творением, по своей свободной и независимой воле.

ГЛАВА 2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА Говорится, что индивидуальное существо, которое в его настоящей форме называтся человеком, не только неотлично от Высшего Сущего, Парама Шивы,1 но также рассматривается в системе Трика как само-ограниченная и само-сокращённая (свасанкочита) его форма.2Причину такого взгляда не трудно отыскать. В предыдущей главе мы показали, что Парама Шива является, по самой своей природе, свободным и независимым (сватантрах) как Верховный Господь; и имено он сам по своей свободной независимой воле раскрывает себя самому себе как мироздание (вишва). Поскольку проявление мироздания подразумевает и включает также проявление ограниченных субъектов и их объектов переживания (прамат и прамей) на различных уровнях творения, то говорится, что Парама Шива, скрывая свою подлинную природу, принимает разнообразные формы и делает себя проявленным в виде несчетного количества прамат и прамей3 в творении.

Таким образом, несчетное количество прамат и прамей, которых мы встречаем на различных уровнях существования, – это не что иное, как произвольно принимаемые формы Высшего Господа. Однако, необходимо помнить, что Верховный Господь, делая себя проявленным как бессчётные количества ограниченных субъектов и объектов в творении, не отказывается от своей сущностной природы. Он остаётся превыше своего самопроявления, будучи вечно трансцендентным Высшим Сущим и Высшим Переживающим, переживая проявленное мироздание как свою самопроекцию (спхара) и самопроявление по своей свободной и независимой воле.4С его точки зрения, целое творение мироздания есть только проявление его божественной славы и, как таковое, оно иногда описывается как его божественная игра (крида или лила),5 происходящая из его собственной природы (свабхавы).

Строго говоря, невозможно, согласно взгляду Трики, описать, как именно Верховный Господь проводит эту лилу в форме всемирного проявления, то есть как он в действительности выполняет задачу своего самосокрытия и, таким образом, делает себя проявленным (абхасайати) как ограниченные субъекты (праматы) и объекты (прамейи) в творении. Причина для поддерживания этого взгляда двояка. Во-первых, сам акт самосокрытия (сварупа-гопанам), будучи актом божественной свободы (сватантрийи), неописуем по самой своей природе. Он не может быть описан, например, с точки зрения Парама Шивы, потому что, строго говоря, Он [Парама Шива] не сознает того, что этот акт выполняется, поскольку в действительности этот акт выполняется в одно мгновение.6 Не может этот акт самосокрытия быть описан и с точки зрения ограниченного индивидуального существа, которое не может даже осознать его.

Во-вторых, акт самосокрытия не является временным процессом; это – мгновенный и единый акт, который не начинается во времени, и выполнение которого не включает никаких стадий или шагов.7 Это – уникальный акт божественной свободы (сватантрийи).Однако, чтобы объяснить логически то, как человек впервые появился в творении и как он принял свою нынешнюю форму посредством процесса логической инволюции (нисхождения), мы должны допустить некоторое начало в процессе самосокрытия Парама Шивы путём абстракции и проследить направление развития этого процесса до его [Парама Шивы] нынешней формы.Итак, поскольку деятельность тиродхана-аспекта божественной Шакти считается ответственной за отрицание Абсолютной природы Парама Шивы, мы можем предположить, что наложение самоогранчения (ниграхи), следующее непосредственно из деятельности тиродхана-шакти, является первым шагом в процессе самосокрытия (сварупа-гопанам) Парама Шивы.

То есть, когда Парама Шива, проявляя свою божественную свободу (сватантрийу), налагает на себя ограничение, его безграничная природа (парипурна сварупа) в форме Высшего Переживающего становится мгновенно сокрытой, и он принимает ограниченную форму, в которой он технически называется чидану (духовным, странником).8 Форма чидану является первоначальной и основной формой ограниченного индивидуального существа. И, фактически, именно в этой форме индивидуальное существо развивает свою собственную индивидуальную личность, тогда оно и соответствует тому, чтобы быть названным индивидуальным существом.Так как наложение самоограничения Парама Шивой ведет в результате9 к сокрытию его сущностной природы (сварупы), характеризуемой такими качествами как всемогущество (сарвакартритва),

всеведение (сарваджнятва), самоудовлетворенность (пурнатва), вечность (нитйатва) и свобода (сватантрийа), – поэтому оно было технически названо анавамала.10Индивидуальное существо в форме чидану бесплотно, т.е. лишено какого-либо телесного аппарата (дэхайантра). Как таковое, оно не активно в себе самом, неспособно к участию в какой-либо деятельности в творении. Оно лежит погруженным, так сказать, в аджняну (неведение), подобно бесчувственному куску материи. В действительности, это состояние его существования не может быть окончательной и кульминационной стадией его инволюции (нисхождения).

Для того, чтобы оно могло вступать в тесный контакт с объектами и с мирозданием в целом и наслаждаться миром посредством действия (т.е кармы), существенным является то, что оно должно быть связано с подходящим телесным аппаратом (дэхой), поскольку карма [т.е. действие] невозможна без того, посредством чего она выполняется. Однако его связь с телесным аппаратом невозможна до тех пор, пока оно не разовьёт внутри себя интенсивное "желание наслаждения" (бхогавасану), которое удовлетворяется только посредством кармы. О желании наслаждения (о бхогавасане)11 говорится, что оно образуется его связью с тем, что технически называется кармабиджа (буквально – семена прошлых действий). Это, другими словами, значит, что его предшествующая связь с кармабиджей является необходимой для его связи с телесным аппаратом.Но, с другой стороны, о кармабиджах говорится как о лежащих на уровне майи, и они не могут стать присоединенными к чидану, пока его истинная сварупа не является полностью затемненной. Это может быть достигнуто только посредством его окутывания майей в форме покрова (аччхадана).

Поэтому в системе Трика считается, что за наложением анавамалы на индивидуальное существо следует его сокрытие майей12 до того, как оно оказывается готовым быть связанным с кармабиджей.Говорится, что майа-таттва имеет природу затмевания. Когда индивидуальное существо покрывается покровом майи, это приводит в результате не только к сокрытию его истинной природы, вследствие чего оно становится вообще не замечающим свое я, так сказать, но это также прокладывает путь для возникновения (восхождения) переживания двойственности (двайты)13 вместо единства и тождественности.Когда задача затмевания его сварупы достигнута посредством майи, тогда кармабиджа, дремлющая в майа-таттве, автоматически становится присоединенной к чидану и пробуждает желание наслаждения (бхогавасану) через карму [действие]. Для удовлетворения этого желанния, он вынужден принять подходящий телесный аппарат (дэху), составленный пракрити и ее составными элементами (таттвами).

14 Поскольку его связь с телесным аппаратом приводит в результате к дальнейшему сокрытию его природы, кармабиджа ответственная за это соединение, технически называется кармамала.Его связь с подходящим телесным аппаратом завершает задачи его самосокрытия, и он становится известным как сакала (буквально, с калой, или дэхой)15 Эта стадия, таким образом, означает кульминацию его инволюции (нисхождения) в творении.Мы уже отмечали, что индивидуальное существо в форме сакала совершенно не замечает своё истинное Я. Таким образом, когда это существо связано с телесным аппаратом, оно полностью отождествляет себя или со своим телесным аппаратом, или с одной из составляющих его таттв, так что его переживание себя (эгопереживание, самоощущение) (ахампратити) исходит только из ложной идентификации не-Себя с Собой, не-Я с Я (Ахам), причем последнее является лишь наложением на первое.16 Как таковое, его переживание себя в этом состоянии рассматривается как концептуальное, умозрительное (вайкальпика) по своей природе и приравнивается к высокомерию (самоприсваиванию) (ахамкаре).

Так, будучи в состоянии неведения (аджняны), когда оно совершает действия (карму), более для того, чтобы поддерживать самого себя в воплощенной форме, чем для того, чтобы удовлетворять свое интенсивное желание наслаждения, то все более и более связывается законами кармы. Каждое деяние, совершенное им в этом состоянии, производит результаты, которых оно не может избежать. Оно должно претерпеть последствия своих собственных деяний, которые порою столь сильны, что приводят к его перевоплощению с одного уровня существования на другой.17Так как его воплощённое существование полно такими перевоплощениями из одного телесного аппарата в другой, а иногда с одного уровня существования на другой,18 то оно (индивидуальное существо) также известно как самсари (перевоплощающееся существо) в своей воплощенной форме.

Итак, согласно системе Трика, всякое воплощенное индивидуальное существо покрыто тремя типами наложенных на себя самого покровов,19 технически называемых малы, а именно, анавамалой, майийамалой и кармамалой. Говорится, что эти малы, или загрязнения, покрывают его таким же образом, как семяпочка (кана) покрыта косточкой (камбука), скорлупой (кимшарука) и оболочкой (туша).20 Эти малы, будучи по природе наложенными на него самого (бандха), также описываются как путы (паша).В этой связи можно отметить, что аналогия семяпочки, покрытой различными видами "покровов", и индивидуального существа, покрытого различными видами мал, верна только в ограниченном смысле. Было бы неверно делать из этой аналогии вывод, что малы имеют природу субстанции (дравйи), имея своё собственное независимое существование, точно как различные покровы в случае семяпочки. Фактически, согласно точке зрения системы Трика, малы являются по существу различными модификациями аспекта тиродхана божественной свободы (сватантрийи)21 и, как таковые, они не имеют никакого существования вне само-ограниченного индивидуального существа.

В предыдущих абзацах мы описали процесс самосокрытия Парама Шивы с высшей точки зрения только для того, чтобы показать логическую взаимосвязь между различными шагами самосокрытия, представленными различными малами. Это не следует понимать так, что Парама-Шива в действительности принимает (напускает) на себя различные малы в следующих друг за другом стадиях. Ибо, как мы уже отметили, акт самосокрытия, будучи уникальным и мгновенным актом божественной свободы (сватантрийи), не имеет в себе никакой области для реальной последовательности. Фактически, система Трика не признает, что во всех случаях за сокрытием одной малой обязательно следует наложение других двух мал; есть случаи, в которых чидану окутан только одной22 или двумя23 малами.

Что действительно можно попытаться передать причинной взаимосвязью, так это то, что одна мала относится к другой мале таким образом, что без одной не может существовать другая. Существование каждой из предшествующих мал является необходимым условием для существования последующей малы. Например, о существовании анавамалы говорится как о сущностном предусловии для существования майийа- и карма-мал, причём в такой степени, что, когда первая [т.е., анавамала] оказывается полностью разрушенной действием божественной Шакти свыше, то две последующие также прекращают существовать.

Хотя обо всех малах обычно говорится как о модификациях акта самосокрытия Высшего Господа, вызванного действием ниграха-шакти, говорится, что анавамала, будучи фундаментальной малой (муламалой), непосредственно вызывается актом само-ограничения24 и, как таковая, занимает уникальную (особенную) позицию среди мал.Наложение само-ограничения Парама Шивой, как мы уже отмечали, приводит в результате к затмеванию его Абсолютной природы, и он начинает представлять себя как ограниченное существо. Это приводит к его появлению в форме духовной, бесплотной монады, технически названной чидану.

25 В этом состоянии чидану не способен переживать свою чистую сварупу из-за его само-ограниченной формы; поэтому анавамала описана как являющаяся по своей природе незнанием (акхйати).26Следует однако помнить, что сокрытие Парама Шивы анавамалой не приводит в результате к проявлению только одной духовной монады (чидану); говорится, что в действительности оно приводит в результате к проявлению бесчисленного количества чидану, каждый из которых имеет свою собственную особую индивидуальность из-за своей ограниченной природы.Хотя акт само-ограничения является единым и уникальным, анавамала, будучи связана с каждым индивидуумом, является многоаспектной (разнообразной, разносторонней) по природе.27 По этой причине говорится, что разрушение анавамалы в одном не ведёт к её разрушению во всех других индивидуумах.Как и обо всех других малах, об анавамале говорится как о безначальной (анади),28 хотя и разрушаемой.

Её разрушение, однако, не может быть осуществлено индивидуальным существом посредством его личного усилия. Поскольку она вызвана к бытию деятельностью аспекта ниграха божественной Шакти, о её устранении говорится как о возможном только через деятельность соответствующего аспекта божественной Шакти, а именно ануграхи.Об анавамале говорится как о фундаментальной мале (муламале), которая связана с самим бытием (сатта) каждого индивидуального существа. Как таковая, она описывается как врождённая в индивидуальных существах (антара).29 О ней говорится как о субстрате (основе) существования двух других мал, которые зависят от неё в своём существовании.

Говорится, однако, что она независима от двух других мал, поскольку она продолжает существовать в некоторых случаях даже после того, как они были разрушены.Сокрытие (санкоча) истинной природы чидану анавамалой приводит к появлению в нём аджняны, о которой говорится как о являющейся по своей природе акхйати, т. е. незнанием Себя в Чистом Я (Шуддха Ахам). Незнание Себя в Чистом Я приводит к появлению переживания не-Я в Я,30 технически называемого пауруша аджняна (буквально: неведение Настоящего Себя, Истинного Я).Обусловленная фундаментальной малой, пауруша аджняна также называется фундаментальной аджняной. Эта аджняна, будучи следствием ограниченной природы чидану, представляет сущностный (неотъемлемый) аспект его природы.

Пауруша аджняну нужно отличать от бауддха аджняны (неведения разума), о которой говорится как о концептуальной (в обычном смысле слова) по природе и вызванной ложной идентификацией не-Себя с Собой, не-Я с Я.31 Как это очевидно из самого её названия, бауддха аджняна является болезнью, аффектом разума, и, как таковая, не может возникнуть в индивидуальном существе до тех пор, пока оно не свяжется с телесным аппаратом. Таким образом, о ней говорится как о зависящей от связи чидану с телесным аппаратом, с которым она, как говорится, существует. Однако, с другой стороны, о пауруша аджняне, являющейся аджняной, связанной с самим бытием индивидуального существа, говорится как о независимой от какой бы то ни было такой связи. Она присутствует даже в развоплощенных существах (таких как виджнянакалы) или в существах в состоянии развоплощенного существования (т.е. пралайакалах).32Бауддха аджняна является, таким образом, временной, и длится лишь столько, сколько существует связь с телесным аппаратом.

В сравнении с ней, пауруша аджняна постоянна, так как существует до самого конца его само-ограничения, который вызывается нисхождением божественной ануграхи.33Как мы уже указывали, Высший Сущий, Парама Шива, согласно системе Трика, является как всеведающим (сарваджна), так и всемогущим (сарвакарта) Верховным Господом (Махешварой), так что совершенное знание (пурна-джняна) и свобода действия (сватантрийа) составляют два основных аспекта его Абсолютной природы (сварупы). Столь долго, сколь он незатронут анавамалой, эти два сущностных аспекта его природы остаются объединёнными, так сказать, таким образом, что они являются неразделимыми в его чистой природе.Однако, когда он покрыт наложенной на самого себя анавамалой, эти два аспекта его природы появляются как различающиеся и затронутые, каждый по-своему, ограничением (санкочей) в индивидуальных чидану.

Таким образом, здесь появляются два различных вида чидану, согласно аспектам их сварупы, а именно, знанию (джняне) и действию (крийе).Поскольку это разделение чидану на два класса – полностью из-за анавамалы, скрывающей один из двух основных аспектов его чистой природы, то говорится, что она (анавамала) бывает двух видов.34 В случае одних чидану, об анавамале говорится как о затрагивающей (поражающей) только крийа-аспект их природы, и тем самым лишающей их их свободы действия (сватантрийи). В этих случаях чидану, однако, сохраняют знание, т. е. осознание своих истинных сущностей (бодха). Поэтому они технически называются виджнянакала или виджнянакевали.35Эти виджнянакевали несильно отличаются от Высшего Сущего, поскольку они осознают своё чистое Я.

36 Но поскольку они лишены свободы действия,37 сущностного (неотъемлемого) аспекта чистой природы, они рассматриваются как скованные (связанные) существа (пашабаддха) и являются, поэтому, включенными в категорию пашупрамат (скованных (связанных) переживающих).Может быть отмечено, что виджнянакевали образуют уникальный класс пашупрамат, которые стоят над уровнем майи и не имеют дальнейшей инволюции (нисхождения) в майу, благодаря тому, что они осознают своё чистое Я.38 Они, следовательно, не затрагиваются майийа- или карма-малами39 и остаются погруженными в аджняну, так сказать, в развоплощенном состоянии (акалавастха).Однако, в случае других чидану, анавамала затмевает знание, или такой аспект их природы как Самосознание (бодха),

40 и, таким образом, делает их полностью не замечающими свою чистую природу. Крийа-аспект их природы является, однако, незатронутым анавамалой, и это именно он побуждает их подвергнуться дальнейшей инволюции (нисхождению). С их свободой действия, остающейся незатронутой (непоражённой), они не могут оставаться неподвижными в одном состоянии как развоплощённые существа (акалы). Для того, чтобы дать крийа-шакти возможность выражения через карму [действие], они должны подвергнуться инволюции, когда они подпадают под воздействие майи.Майа, как мы рассматривали, является всеобщей энергией затмевания (тиродханакари). Когда она окутывает индивидуальных чидану, то всё, что остаётся от их чистой природы после наложения анавамалы (т.е. крийа-аспект их природы), становится покрыто покровом (аварана), так сказать, который был технически назван майийамалой41 с точки зрения индивидуума.Однако, майа не одинока в выполнении этого задания по затмеванию.

Мы уже рассмотрели, что, когда майа-шакти приходит в действие, она вводит в существование вместе с собой и пять других сил ограничения, технически названных канчуками. Эти канчуки имеют определенные сферы действия, и они ограничивают только определенные аспекты чистого Я чидану. Таким образом, когда наложение майийамалы приводит к затмеванию истинной природы чидану, они также играют свою роль, ограничивая пять сил (могуществ) чистого Я чидану.42Затмевание майийамалой, однако, не ограничивается сокрытием истинного Я чидан; оно также вызывает другие изменения, которые следуют как логическое следствие затмевания. По этой причине считается, что майа также ответственна за возникновение переживания(ощущения) различения и отдельности (двайты) в чидану.

Но это переживание(ощущение) различения и отдельности остаётся неотчётливым и смутным в этой стадии, поскольку чидану тогда не имеют отчётливого самосознания своего "я" (ахам-прайтити).43 Но когда они "вновь обретают" своё чувство самосознания или свою идентификацию с подходящим телесным аппаратом, они начинают переживать(ощущать) эту отдельность и различение между субъектом и объектом, Собой и не-Собой, Я и не-Я.Подобно анавамале, майийамала также безначальна, хотя она и разрушаема. Её разрушение может быть вызвано индивидуальным существом посредством его постоянного и интенсивного старания.Как указывалось выше, когда задача сокрытия чистого Я чидану выполнена майийамалой, тогда кармабиджи, дремлющие в майе становятся присоединёнными к чидану.